Home  /  ЛИЧНОЕ  /  ПОЛЕЗНОЕ
PDF
Печать
E-mail

Автор: Свадебный фотограф

Барт Ролан Camera Lucida

Барт Ролан Camera Lucida 

15. Означивать

Поскольку любое фото случайно (и поэтому на ходится за пределами смысла), Фотография не мо жет означивать (нацеливаться на всеобщность) иначе как надевая маску. Именно это выражение справедливо употребляет Кальвино для означива ния того, что превращает лицо в продукт общест ва и его истории. Это применимо к портрету Уиль яма Кэсби в исполнении Аведона: в нем обнажена сущность рабства; маска это и есть смысл в его наиболее чистом виде (как это имело место в ан тичном театре). В силу этого великие мастера фотопортрета были и великими мифологами: На дар — мифологом французской буржуазии, Зан дер — немцев до прихода нацистов к власти в Гер мании, Аведон — нью-йоркского high - class .

Но вместе с тем маска — трудная область в фо тографии. Создается впечатление, что общество с недоверием относится к чистому смыслу: оно хочет смысла, но хочет и того, чтобы он был (поль зуясь языком кибернетики) окружен помехами, делающими его менее отчетливым. Поэтому фо то, чей смысл (я не имею в виду чье-то воздейст вие) слишком выразителен, быстро подвергаются искажению: их потребляют эстетически, а не политически. Фотография Маски достаточно кри тична, чтобы вызывать беспокойство (в 1934 го ду нацисты наложили цензурный запрет на фото графии Августа Зандера по той причине, что его

 

Свадебный фотограф. Портфолио.

"лица времени" не соответствовали их представлениям о расовом архетипе), но, с другой сторо ны, эта фотография слишком сдержанна (или слишком "утонченна"), чтобы основать подлин но эффективную, по крайней мере с точки зрения требований активистов, социальную критику; да и какая ангажированная наука способна признать интерес за физиогномикой? Разве сама по себе способность распознавать политический и нрав ственный смысл лица не является внеклассовой? Но даже и это преувеличение: Нотариус у Занде- ра проникнут чопорностью и самодовольством, его Судебный Исполнитель — самоутверждением и грубостью, но реальные нотариус и судебный исполнитель никогда не смогли бы прочитать эти знаки. Подобно дистанции, социальное наблю дение в данном случае с необходимостью прохо дит через реле утонченной эстетики, делающей его неэффективным; критическое отношение име ется лишь у тех, кто уже способен на критику. В этот тупик отчасти уперся Брехт: он неодобри тельно относился к фотографии по причине ее слишком низкого, по его выражению, критичес кого потенциала, но его собственный театр так

 

Свадебный фотограф. Портфолио.

никогда и не сумел стать политически эффектив ным из-за утонченности и высокого качества его эстетики.

Если не принимать в расчет сферу Рекламы, где смысл должен быть ясным и отчетливым из мер кантильных соображений, семиология Фотографии ограничивается выдающимися достижения ми нескольких портретистов. В том же, что касается огромного числа "хороших" фотографий, самое большее, что о них можно сказать, это то, что в них говорит предмет, возбуждая вялые позы вы к мысли. Добавим: даже это рискует показать ся опасным. В предельном смысле не нужно ни какого смысла вообще — так оно лучше. После переезда Кёртеша в США в 1937 году редакторы журнала " Life " отказывались публиковать его фото графии под тем предлогом, что те, как они выражались, "слишком выразительны"; они заставля ли задумываться, подсказывали смысл, отличный от буквального. В основе своей Фотография бывает подрывной не тогда, когда пугает, потрясает и даже бичует, но когда она пребывает в задумчи вости.

 

 

1. Особенность Фотографии

 2. Фото не поддается классификации

 3. Эмоция как отправная точка

 4. Operator, Spectrum и Spectator

 5. Фотографируемый

 6. Spectator: разброд во вкусах

 7. Фотография как приключение

 8. Непринужденная феноменология

 9. Двойственность

 10. Stadium и Punctum

 11. Studuim

 12. Информировать

 13. Живописать

 14. Заставать врасплох

 15. Означивать

 16. Вызывать ностальгию


Свадебный фотограф. Портфолио.