Так я превратил в меру фотографического "зна ния" самого себя. Что знает о Фотографии мое тело? Фото, по моему наблюдению, может быть пред метом трех способов действия, троякого рода эмоций или интенций: его делают, претерпевают и разглядывают. Operator — это сам Фотограф. Spectator — это все мы, те, кто просматривает со брания фотографий в журналах, книгах, альбомах, архивах. А тот или та, кого фотографируют и кто представляет собой мишень, референта, род не большого симулякра, eidolon ' a , испускаемого объ ектом, — я бы назвал его или ее фотографичес ким Spectrum ' oM , ибо это слово благодаря своему корню сохраняет связь со "спектаклем", добавляя к нему еще нечто отдающее кошмаром, что содер жится в любой фотографии — возвращение по койника.
Первая из этих практик была мне заказана; мне не следовало ее исследовать. Ведь я не являюсь фо тографом, даже фотографом-любителем. Для это го я слишком нетерпелив, мне нужно сразу же уви деть то, что у меня получилось (вы возразите: используйте "Поляроид"? Предложение забавное, но обманчивое, кроме тех случаев, когда за дело берется великий фотограф). Я могу предположить, что эмоция Operator'a (а следовательно и сущность Фотографии-с-точки-зрения-Фотографа) стоит в некотором отношении с "маленьким отверстием" ( stenope ), в которое он смотрит, ограничивая, кад-рируя и определяя перспективу того, что он хочет "уловить" (застать врасплох). В плане техническом фотография находится на пересечении двух каче ственно различных процессов: первый из них — химический и связан с воздействием света на не которые вещества; второй — образование изобра жения с помощью оптического устройства — носит физический характер. Мне казалось, что Фотогра фия в понимании Spectator 'а по сути имела своей основой, если так можно выразиться, химическое откровение объекта (излучение от которого с запоз данием доходит до меня), а Фотография с точки зрения Operator'a, напротив, связана со зрением, скадрированным отверстием в затворе камеры-об скуры. Впрочем, говорить об этой эмоции (или сущности) я не имел права, поскольку никогда ее не испытывал. Я не мог присоединиться к сонму тех (а их большинство), кто судит о Фотографии с точки зрения Фотографа. В моем распоряжении ос тались только два типа опыта: опыт разглядывае мого субъекта и опыт субъекта разглядывающего.